Значение Парижских принципов для организации правозащитной деятельности в суверенных государствах
https://www.doi.org/10.32523/2791-0954-2023-5-1-82-91
Просмотры: 42 / Загрузок PDF: 57
Ключевые слова:
права человека, защита прав, Парижские принципы, национальные правозащитные учреждения, модели НПЗУ, правозащитные механизмы, независимость, плюрализмАннотация
В статье анализируются структура и содержание Принципов, касающихся статуса национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека или Парижских принципов. Данный документ является важным международно-нормативным инструментом, определяющим рамки деятельности национальных правозащитных учреждений. В нем сформулированы минимальные установки и критерии легитимности НПЗУ.
Национальные правозащитные учреждения являются частью государственной системы и имеют четко обозначенную роль в ней. Несмотря на принадлежность к государственным органам, НПЗУ не относятся ни к одной из ветвей власти. Правозащитная функция устанавливается на основе конституционного либо законодательного мандата. Примечательно, что объектом их оценок могут оказаться правительственные органы, которые допустили нарушение прав человека
Парижские принципы наделяют НПЗУ задачами как по поощрению прав человека, так и по их защите, в равной степени. Состав национального учреждения и порядок назначения его членов должен соответствовать требованию плюрализма, то есть представительства в его составе всех слоев общества. Независимость НПЗУ обеспечивается посредством юридической, функциональной и финансовой самостоятельности; члены национального правозащитного учреждения должны наделяться привилегиями и иммунитетом.
Кроме того, данный документ определяет методы работы НПЗУ и также возможность реализации квазисудебных полномочий.