Обзор основных моделей высшего образования

https://www.doi.org/10.32523/2791-0954-2023-7-3-39-71


Просмотры: 17 / Загрузок PDF: 7

Авторы

  • Рустем Давлетгильдеев Казанский (Приволжский) федеральный университет
  • Шолпан Тлепина Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева https://orcid.org/0000-0002-6586-3515

Ключевые слова:

системы высшего образования, модели высшего образования, континентальная модель высшего образования, либеральная (атлантическая) модель высшего образования, социальная (североевропейская) модель высшего образования, консервативная (иерархическая) модель высшего образования

Аннотация

В статье рассмотрены основные модели высшего образования: континентальная, либеральная (атлантическая), социальная (североевропейская) и консервативная (иерархическая). Континентальная модель традиционно представляется на примерах Германии, Нидерландов, Швейцарии, с акцентом на историю возникновения и опыт германских вузов. Либеральная (атлантическая) модель связана с системами высшего образования Великобритании, США, Ирландии, ее отличительными особенностями являются институциональная и финансовая автономия вузов, их тесная связь с бизнес-сообществом, сильное самоуправление, непрямой контроль со стороны государства, наличие специализированных агентств-посредников, которым делегированы управленческие функции. Либеральная (атлантическая) модель исторически выстраивается на базе двухуровневой системы «бакалавриат + магистратура», это модель «поздней профессиональной дифференциации» (выбор специальности в вузе не предопределяется автоматически типом оконченной школы), соответственно, образовательные траектории учащихся в данной модели не столь жестко детерминированы самим институциональным устройством системы. Социальная (североевропейская) модель представлена на примере Швеции, консервативная (иерархическая) модель показана на примере Японии.

В процессе подготовки научной статьи авторы руководствовались документами и материалами в сфере высшего и послевузовского образования. Основным методом стал метод теоретического исследования и анализа научных и теоретических материалов. Большое значение имеют резолютивные решения министров науки и высшего образования государств-участников Болонского процесса.

Биография автора

Шолпан Тлепина, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева

заведующая кафедрой международного права

Загрузки

Опубликован

30.09.2023

Как цитировать

Давлетгильдеев, Р., & Тлепина, Ш. (2023). Обзор основных моделей высшего образования: https://www.doi.org/10.32523/2791-0954-2023-7-3-39-71. Евразийский журнал международного права, 7(3), 39–71. извлечено от https://eajil.enu.kz/index.php/main/article/view/44

Выпуск

Раздел

Статьи